«ИГРОВАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Рухлядева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования.
Возраст детей 5-7 лет.
На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру. Изменить поведение людей в отношении природы можно двумя способами: введением системы запретов и изменением их сознания, т.е. формированием экологического мировоззрения. Этот процесс начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь. На занятиях дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, смогут убедиться в необходимости охраны природы, на практических занятиях, творческих конкурсах смогут принять участие в мероприятиях по охране природы. Погружение в мир живой природы будет способствовать также формированию грамотного поведения в природе, бережного отношения к природным объектам, к своему здоровью.
Занятия проводятся в игровой форме и предусматривают развитие личности ребенка: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить логически, рассуждать, эмоционально сопереживать.
В теоретической части занятий объяснение проводится в виде беседы, обмена мнениями, опирающейся на жизненный опыт ребенка. На занятиях используется художественное слово (стихи, рассказы, загадки, сказки, пословицы), физкультминутки. Практическая часть занятий предусматривает выполнение аппликаций, рисунков, творческих заданий, дидактические игры, постановка опытов, организация наблюдений, экскурсий.
Цель программы: Формирование у дошкольников первоначальных экологических знаний о взаимосвязях между человеком и природой.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать творческую личность, способной бережно относиться к окружающей природе.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий, формировать умения заниматься в группах, оказывать друг другу помощь.
Развивающие:
- Развивать у детей устойчивый познавательный интерес к изучению окружающего мира.
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, разговорную речь, умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы.
- Развивать у детей навыки проектно-исследовательской деятельности.
Обучающие:
- Формировать понятия о взаимосвязях: живой и неживой природы, животных друг с другом, растений и животных, человека и природы.
- Расширить и систематизировать знания детей о природе Приморского края.
- Закрепить умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
«Эрудит» — занимательная логика
Яламтдинова Виктория Фатыховна, педагог дополнительного образования.
Возраст детей 12-14 лет.
Актуальность программы: для современного человека очень важным становится формирование познавательных навыков: проектно-исследовательских компетенций; поиск информации с использованием различных ресурсов; установка причинно-следственных связей; осуществление логических операций; осуществление сравнения, классификации и т.д. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе реализации образовательной программы, предполагает формирование и определяет пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся. Внеклассная деятельность помогает углублять знания учащихся в предметной области, являясь существенным подспорьем развития их способностей, логического мышления, расширяя кругозор. Программа интеллектуального кружка «Эрудит» содержит нестандартные интеллектуальные задания, предполагает создание продуктов сотворчества участников кружка. Программа построена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, чтобы каждый имел возможность проявить свои сильные стороны, включая творческие способности.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и расширение общего кругозора в процессе решения практических задач и вопросов, реализации проектов, участия во внеклассных мероприятиях.
Задачи программы:
Воспитательные:
- создание оптимальных условий для самореализации личности на основе дифференцированного подхода посредством включения в активную социально — досуговую деятельность для развития творческих и познавательных способностей;
- развитие коммуникативных и регулятивных компетенций на основе коллективного общения и реализации совместных проектов;
- формировать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- развивать у детей вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Обучающие:
- научить правильно применять математическую терминологию;
- совершенствовать навыки счёта;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Новизна программы заключается в том, что содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.